Блог
07.08.23

Адаптивное лидерство: как быть эффективным в условиях неопределенности

В дискуссиях о том, каким должен быть лидер в меняющиеся периоды – демократичным или авторитарным, жестким или мягким, – эксперты пришли к новому тренду в лидерстве, который не поддается сомнению. Лидер должен прежде всего быть адаптивным.
Адаптивное лидерство: действуем эффективно в условиях непредсказуемости | ManGO! Games: актуальные решения по развитию и обучению сотрудников

Что включает в себя адаптивное лидерство?

Четыре составляющие адаптивного лидерства

Адаптивный лидер держит в фокусе следующие четыре аспекта управления:

  • Предвидение. Нацеленность на предположительные будущие тенденции, возможности компании и необходимые задачи, позволяющие воспользоваться этими возможностями.
  • Информирование. Способность доносить до команд информацию о предстоящих задачах так, чтобы все четко понимали их суть и были готовы их выполнить.
  • Подготовка. Постоянная адаптация к новым возможностям, непрерывное обучение и готовность сменить планы.
  • Открытость. Прозрачность процесса принятия решений, готовность к критике, обратной связи, корректировкам.

Организации, которые оказались наиболее приспособленными к переменам, укрепляют все эти четыре направления. Это и есть принципы адаптивного лидерства, которым нужно следовать, чтобы быть «на волне».

Как следовать принципам адаптивного лидерства?

Как учесть все четыре принципа и что конкретно должен делать адаптивный лидер?

1. Постоянно изучать текущие факты, анализировать их и корректировать планы при необходимости.

Чтобы все происходило быстро и решения при этом были взвешенными, важно настроить четкие регламенты:

  • Как мы определяем лучшие способы действия.
  • Как собираем и интерпретируем информацию.
  • Как планируем на основе имеющихся данных.
  • Как определяем успех.
  • Как поступаем в случае неудачи.
  • Как обеспечиваем постоянный мониторинг самых значимых данных и какие данные для нас ключевые.
  • Как новая информация учитывается и как должна отражаться на поведении сотрудников.

2. Не доверять интуиции, а испытывать на прочность свои предположения и гипотезы. Лучший способ – симуляции сценариев будущего.

3. Упростить механизмы принятия решений.

При изменениях некоторые лидеры склонны принимать слишком узкие, а некоторые – слишком широкие решения. Сужая – обеспечиваем безопасность и ограничиваем возможности, расширяя – увеличиваем возможности, но и риски. В такой ситуации важно опираться на надежные ориентиры, принятые в компании. Если вы сможете аргументировать свои решения, то даже при промахе вам не перестанут доверять.

4. Проводить политику прозрачности.

Лидер не может знать все о ситуациях, которые не похожи на весь предыдущий опыт. Лучший подход в таком случае – создать атмосферу прозрачности и безопасности, доверия и готовности признавать свои и принимать чьи-то ошибки. Все должны чувствовать свою ответственность за честный поиск лучшего решения.

 

Понравилась статья?
Подпишитесь на нашу рассылку!
Мы будем сообщать о новых статьях и мероприятиях ManGO! Games
Подписываясь, я соглашаюсь с условиями обработки персональных данных