Как создать синергию в команде?
Определяйте командные роли и добивайтесь успехов!
Поделитесь ссылкой на тестирование со всеми участниками команды
Дизайн-мышление — это инструмент и метод, чья главная задача заключается в помощи в решение конкретной проблемы или налаживания определенных процессов, работая с разными ролями и рассматривая предмет обсуждения с различных ракурсов.
Основная концепция появилась ещё в 60-х годах прошлого века, поводом для возникновения такого интереса к дизайн-мышлению был интерес ученых к процессам мышления и принятия решений у дизайнеров.
Одним из учёных, который занимался разработкой концепции дизайн-мышления, был нобелевский лауреат, Герберт Саймон. Он самостоятельно сформулировал самую идею дизайн-мышления. Он подробно описал её, отразив в качестве нескольких последовательных и рациональных этапов. В процессе этих этапов правильно ставится проблема, формируются идеи по решению такой проблемы, а после выбирается самое оптимальное и простое решение возникшей проблемы. После этого, такой подход начали использовать и другие теоретики, она постепенно начала развиваться.
Главный элемент в дизайн-мышлении заключается в том, чтобы оказаться на месте другого человека, например в роли вашего потенциального покупателя или партнёра. Таким образом проблему можно рассмотреть с разных сторон, а сответственно составить общую картину того, что может волновать людей. Также можно посмотреть на компанию с другой точки зрения, выявить болевые точки и уже постепенно переходить к принятию решения.
Процесс дизайн-мышления происходит на стыке двух сторон: творчество и формальный аналитический подход, что помогает выйти за плоскость очевидных идей и найти уникальное и необычное решение.
Чаще всего дизайн-мышление используют компании, находящиеся в сфере IT-технологий. Они часто применяют такой способ при прототипировании продуктов. При этом такой метод может использоваться и не только на этапе разработки, но ещё и, когда нужно что-то оптимизировать. Например, когда в компании есть какие-либо затруднения, которые касаются всего бизнеса в целом. Также если есть желание внедрить новое решение, но нет понимания, как лучше сделать это, дизайн-мышление поможет и в разрешении этой проблемы.
В российском обществе часто путают дизайн-мышлением с брейнштормингом, но делать этого не стоит, это разные вещи. Это не совсем так, первая методика применяет интерактивный переход с перекрёстной экспертной оценкой. Предложение решений будет осуществлено через призму самой команды, а также все идеи будут адекватно оцениваться, генерация идея будет осуществляться в управляемом режиме.
Поэтому при объединении аналитики и творчества на выходе можно получить искомое решение. При этом оно будет сформулировано в виде нескольких правильных шагов, с помощью которых и можно найти подходящее решение проблемы, а позже интегрировать его во все процессы компании.
Также у дизайн-мышления есть неотъемлемое преимущество перед тем, же консалтингом. Оно заключается в том, что при консалтинге привлекается человек со стороны, которому нужно долгое время вникать во все процессы компании. В то время, как свои сотрудники, могут оценить ситуацию в компании довольно просто, так как они уже долгое время находятся внутри её системы. Тут же и можно заметить значительную экономию на времени и средствах. Намного легче собраться своей небольшой командой и, играючи попытаться найти решение проблемы, чем приглашать консалтинговую службу за деньги, которой ещё понадобится много времени на изучение процессов компании.
СПРАВКА. В качестве альтернативы могут использовать бизнес-тренинги для команды и мотивации персонала.
Другое важное преимущество, из-за которого выбирают именно дизайн-мышление — у участников появляется ощущение того, что они что-то решают в рамках команды и кроссфункционального взаимодействия, они испытывают вовлечённость в весь процесс. Поэтому решение и будет принадлежать команде, а не стороннему эксперту, которому довольно тяжело доверять.
Однако, стоит понимать, что дизайн-мышление — это не про глубинную проработку всей ситуации в компании в целом, это не поможет разрешить проблему раз и навсегда. Главной задачей в дизайн-мышлении выступает одно — сформулировать проблемы и предложить разные варианты разрешения, примеряя различные роли (покупателя, партнёра или работника со стороны). А дальнейшие действия уже будут зависеть от заказчика: можно попробовать использовать намеченный прототип решения, доработать его самостоятельно или же обратиться к специалистам, которые обработают всю полученную информацию.
С тем, как они работают и насколько они полезны, мы уже разобрались выше. Теперь стоит понять, какие именно этапы нужно соблюдать для проведения грамотного дизайн-мышления, в рамках которого можно получить грамотное решение.
Количество человек в группе будет зависеть от отдельной ситуации и компании, но оптимальным размером будет 10 человек. Желательно, чтобы в группу входили все люди, которые задействованы в разрешение заданной проблемы.
СПРАВКА. На этом этапе нужно воссоздать определённые образы, которые будут задействованы в разрешение этой проблемы. Если речь идёт о создании нового продукта, то можно воссоздать образы «Потребителя», «Продавца» и «Производителя».
Дальше участникам предстоит почувствовать себя в качестве определённой выбранной роли и отразить ситуацию и примерные решения, высказав об этом. Так, человек, находящийся в роли покупателя, может попробовать понять, что именно хочет видеть потребитель в продукте. А производитель сможет понять, с какими трудностями он может столкнуться в процессе работы.
Во время этого процесса предлагается ставить себя на место человека с заданной и определённой ролью. Например, что он хочет получить от этой ситуации, что он будет делать, а дальше все мысли и идеи будут кратко записаны в карточку эмпатии.
Далее в картах эмпатии должны быть определены проблемы, с которыми столкнулся человек в этой роли. Каждый кластер будет отображать определённую проблему, с которой участники столкнулись, а дальше в результате голосования будут выбраны основные проблемы, которые требуют срочного решения. Они могут быть реализованы на графике, его оси и размерность будут подобраны исходя из множества факторов, например — вероятность возникновения проблемы, её влияние на целостную ситуацию и многие другие факторы. По итогам голосования самые проблематичные задачи и ситуации будут отобраны в следующий этап. Если говорить о других проблемах, то они могут разрешиться после проведения дизайна-мышления, особенно если они не требуют срочного решения.
Самые главные и значимые проблемы определили, теперь стоит понять, каким же образом их можно разрешить. Нужно предложить участникам главную задачу — разрешить все возникшие проблемы, которые были выбраны главными. Так как изначально в команде собирается большое количество работников из разных отделов и сфер, то и решения проблем у них будет разное. Здесь мозговой штурм поможет взаимно обменяться мыслями, понять, что делать, исходя из других, многообразных точек зрения.
Множество способов разрешить заданную проблему нашлось, теперь стоит провести ещё одно голосование. Во время него будут оценивать несколько параметров реализации идеи: реалистичность, сроки и результативность. Если у компании нет средств для осуществления заданной идет, то нужно отбросить её в сторону. Также если нужно быстрое и срочное решение, а предлагаемая идея подразумевает длинные сроки, то и такое решение не подойдёт. По итогу должно остаться несколько или одна основная идея, которая и поможет решить проблему, она должна быть конкретизирована по этапам.
Либо же можно пойти другим путём и нарисовать уже привычную ось. На ней опять-таки отобразите все проблемы и расположите их уже согласно знакомому принципу. Так, вы сможете увидеть последовательный принцип действий, необходимый для разрешения заданной проблемы.
На основе результатов голосования и постановки приоритетов нужно подготовить дорожную карту, которая будет включать в себя последовательные, конкретные шаги, которые необходимо воплотить лидеру в реальность, чтобы получить решение заданной проблемы.
При проработке всех вариантов можно постепенно возращаться к предыдущим шагам и прослеживать, а каким именно образом возникла идея или какая проблема повлекла её. В результате таких обращений можно будет сформировать конкретный план действий — дорожная карта, в которой всё чётко и конкретно обосновано, а также всё подкреплено проделанной работой.
Успех всего процесса, в котором был задействован дизайн-мышления, также будет зависеть и от фасилитатора. С его стороны должны задаваться правильные и объективные вопросы, которые помогут формировать мнение, предлагать идеи. Его главная задача заключается в правильном задании вопросов, в результате которых и будут сгенерированы подходящие идеи.
К прочим обязанностям фасилитатора относятся:
Сейчас на фасилитатора обучают, есть возможность получить нужные навыки, а в результате — в качестве подтверждения своей квалификации, получить сертификат. А самому дизайн-мышлению обучают учебные образовательные учреждения как офлайн, так и онлайн. Такие программы обучения уже даже начали реализовываться для бизнеса в России.
СПРАВКА. А помимо дизайн-мышления свою популярность не сбавляют и бизнес-тренинги, направленные как на руководителей, так и на работников. Ознакомиться с ними можно здесь.
При этом, дизайн-мышление только зарождается, мало, кто имеет достаточные знания, чтобы профессионально заниматься такой деятельностью. При этом, интерес к такому формату разрешения проблем компании растёт, поэтому можно сказать о том, что история такого формата решения проблем будет постепенно развиваться, а в будещем это отлично скажется на работе многочисленных компаний. Но стоит помнить, что все участники должны быть заинтересованы, а специалист, участвующий в дизайн-мышлении, должен обладать соответствюущими наыками и знаниями.