Блог
09.02.24

Дизайн-мышление или как использовать творчество в решение проблем для бизнеса

Дизайн-мышление некоторые ошибочно путают с мозговым штурмом. Мы расскажем вам, что это разные вещи, а также об этапах дизайн-мышления.
Дизайн-мышление или как использовать творчество в решение проблем для бизнеса | ManGO! Games: актуальные решения по развитию и обучению сотрудников
Дизайн-мышление или как использовать творчество в решение проблем для бизнеса | ManGO! Games: актуальные решения по развитию и обучению сотрудников

Дизайн-мышление — это инструмент и метод, чья главная задача заключается в помощи в решение конкретной проблемы или налаживания определенных процессов, работая с разными ролями и рассматривая предмет обсуждения с различных ракурсов.

Стык творческого интерактива и аналитического подхода

Основная концепция появилась ещё в 60-х годах прошлого века, поводом для возникновения такого интереса к дизайн-мышлению был интерес ученых к процессам мышления и принятия решений у дизайнеров.

Одним из учёных, который занимался разработкой концепции дизайн-мышления, был нобелевский лауреат, Герберт Саймон. Он самостоятельно сформулировал самую идею дизайн-мышления. Он подробно описал её, отразив в качестве нескольких последовательных и рациональных этапов. В процессе этих этапов правильно ставится проблема, формируются идеи по решению такой проблемы, а после выбирается самое оптимальное и простое решение возникшей проблемы. После этого, такой подход начали использовать и другие теоретики, она постепенно начала развиваться.

Главный элемент в дизайн-мышлении заключается в том, чтобы оказаться на месте другого человека, например в роли вашего потенциального покупателя или партнёра. Таким образом проблему можно рассмотреть с разных сторон, а сответственно составить общую картину того, что может волновать людей. Также можно посмотреть на компанию с другой точки зрения, выявить болевые точки и уже постепенно переходить к принятию решения.

Процесс дизайн-мышления происходит на стыке двух сторон: творчество и формальный аналитический подход, что помогает выйти за плоскость очевидных идей и найти уникальное и необычное решение.

Чаще всего дизайн-мышление используют компании, находящиеся в сфере IT-технологий. Они часто применяют такой способ при прототипировании продуктов. При этом такой метод может использоваться и не только на этапе разработки, но ещё и, когда нужно что-то оптимизировать. Например, когда в компании есть какие-либо затруднения, которые касаются всего бизнеса в целом. Также если есть желание внедрить новое решение, но нет понимания, как лучше сделать это, дизайн-мышление поможет и в разрешении этой проблемы.

Результат будет принадлежать команде

В российском обществе часто путают дизайн-мышлением с брейнштормингом, но делать этого не стоит, это разные вещи. Это не совсем так, первая методика применяет интерактивный переход с перекрёстной экспертной оценкой. Предложение решений будет осуществлено через призму самой команды, а также все идеи будут адекватно оцениваться, генерация идея будет осуществляться в управляемом режиме.

Поэтому при объединении аналитики и творчества на выходе можно получить искомое решение. При этом оно будет сформулировано в виде нескольких правильных шагов, с помощью которых и можно найти подходящее решение проблемы, а позже интегрировать его во все процессы компании.

Также у дизайн-мышления есть неотъемлемое преимущество перед тем, же консалтингом. Оно заключается в том, что при консалтинге привлекается человек со стороны, которому нужно долгое время вникать во все процессы компании. В то время, как свои сотрудники, могут оценить ситуацию в компании довольно просто, так как они уже долгое время находятся внутри её системы. Тут же и можно заметить значительную экономию на времени и средствах. Намного легче собраться своей небольшой командой и, играючи попытаться найти решение проблемы, чем приглашать консалтинговую службу за деньги, которой ещё понадобится много времени на изучение процессов компании.

СПРАВКА. В качестве альтернативы могут использовать бизнес-тренинги для команды и мотивации персонала.

Другое важное преимущество, из-за которого выбирают именно дизайн-мышление — у участников появляется ощущение того, что они что-то решают в рамках команды и кроссфункционального взаимодействия, они испытывают вовлечённость в весь процесс. Поэтому решение и будет принадлежать команде, а не стороннему эксперту, которому довольно тяжело доверять.

Однако, стоит понимать, что дизайн-мышление — это не про глубинную проработку всей ситуации в компании в целом, это не поможет разрешить проблему раз и навсегда. Главной задачей в дизайн-мышлении выступает одно — сформулировать проблемы и предложить разные варианты разрешения, примеряя различные роли (покупателя, партнёра или работника со стороны). А дальнейшие действия уже будут зависеть от заказчика: можно попробовать использовать намеченный прототип решения, доработать его самостоятельно или же обратиться к специалистам, которые обработают всю полученную информацию.

Этапы дизайн-мышления

С тем, как они работают и насколько они полезны, мы уже разобрались выше. Теперь стоит понять, какие именно этапы нужно соблюдать для проведения грамотного дизайн-мышления, в рамках которого можно получить грамотное решение.

Первый этап — определение заинтересованных сторон и заполнение карты эмпатии

Количество человек в группе будет зависеть от отдельной ситуации и компании, но оптимальным размером будет 10 человек. Желательно, чтобы в группу входили все люди, которые задействованы в разрешение заданной проблемы.

СПРАВКА. На этом этапе нужно воссоздать определённые образы, которые будут задействованы в разрешение этой проблемы. Если речь идёт о создании нового продукта, то можно воссоздать образы «Потребителя», «Продавца» и «Производителя».

Дальше участникам предстоит почувствовать себя в качестве определённой выбранной роли и отразить ситуацию и примерные решения, высказав об этом. Так, человек, находящийся в роли покупателя, может попробовать понять, что именно хочет видеть потребитель в продукте. А производитель сможет понять, с какими трудностями он может столкнуться в процессе работы.

Во время этого процесса предлагается ставить себя на место человека с заданной и определённой ролью. Например, что он хочет получить от этой ситуации, что он будет делать, а дальше все мысли и идеи будут кратко записаны в карточку эмпатии.

Второй этап — определение проблемных мест

Далее в картах эмпатии должны быть определены проблемы, с которыми столкнулся человек в этой роли. Каждый кластер будет отображать определённую проблему, с которой участники столкнулись, а дальше в результате голосования будут выбраны основные проблемы, которые требуют срочного решения. Они могут быть реализованы на графике, его оси и размерность будут подобраны исходя из множества факторов, например — вероятность возникновения проблемы, её влияние на целостную ситуацию и многие другие факторы. По итогам голосования самые проблематичные задачи и ситуации будут отобраны в следующий этап. Если говорить о других проблемах, то они могут разрешиться после проведения дизайна-мышления, особенно если они не требуют срочного решения.

Третий этап — генерирование идеи

Самые главные и значимые проблемы определили, теперь стоит понять, каким же образом их можно разрешить. Нужно предложить участникам главную задачу — разрешить все возникшие проблемы, которые были выбраны главными. Так как изначально в команде собирается большое количество работников из разных отделов и сфер, то и решения проблем у них будет разное. Здесь мозговой штурм поможет взаимно обменяться мыслями, понять, что делать, исходя из других, многообразных точек зрения.

Четвёртый этап — формирование приоритетов

Множество способов разрешить заданную проблему нашлось, теперь стоит провести ещё одно голосование. Во время него будут оценивать несколько параметров реализации идеи: реалистичность, сроки и результативность. Если у компании нет средств для осуществления заданной идет, то нужно отбросить её в сторону. Также если нужно быстрое и срочное решение, а предлагаемая идея подразумевает длинные сроки, то и такое решение не подойдёт. По итогу должно остаться несколько или одна основная идея, которая и поможет решить проблему, она должна быть конкретизирована по этапам.

Либо же можно пойти другим путём и нарисовать уже привычную ось. На ней опять-таки отобразите все проблемы и расположите их уже согласно знакомому принципу. Так, вы сможете увидеть последовательный принцип действий, необходимый для разрешения заданной проблемы.

Пятый этап — подготовка дорожной карты

На основе результатов голосования и постановки приоритетов нужно подготовить дорожную карту, которая будет включать в себя последовательные, конкретные шаги, которые необходимо воплотить лидеру в реальность, чтобы получить решение заданной проблемы.

При проработке всех вариантов можно постепенно возращаться к предыдущим шагам и прослеживать, а каким именно образом возникла идея или какая проблема повлекла её. В результате таких обращений можно будет сформировать конкретный план действий — дорожная карта, в которой всё чётко и конкретно обосновано, а также всё подкреплено проделанной работой.

Какую роль играет фасилитатор?

Успех всего процесса, в котором был задействован дизайн-мышления, также будет зависеть и от фасилитатора. С его стороны должны задаваться правильные и объективные вопросы, которые помогут формировать мнение, предлагать идеи. Его главная задача заключается в правильном задании вопросов, в результате которых и будут сгенерированы подходящие идеи.

К прочим обязанностям фасилитатора относятся:

  • мягко, но эффективно тормошить участников, чтобы были вовремя сгенерированы идеи;
  • не должно оказываться давление на других участников;
  • он не должен навязывать своё мнение и видение.

Сейчас на фасилитатора обучают, есть возможность получить нужные навыки, а в результате — в качестве подтверждения своей квалификации, получить сертификат. А самому дизайн-мышлению обучают учебные образовательные учреждения как офлайн, так и онлайн. Такие программы обучения уже даже начали реализовываться для бизнеса в России.

СПРАВКА. А помимо дизайн-мышления свою популярность не сбавляют и бизнес-тренинги, направленные как на руководителей, так и на работников. Ознакомиться с ними можно здесь.

При этом, дизайн-мышление только зарождается, мало, кто имеет достаточные знания, чтобы профессионально заниматься такой деятельностью. При этом, интерес к такому формату разрешения проблем компании растёт, поэтому можно сказать о том, что история такого формата решения проблем будет постепенно развиваться, а в будещем это отлично скажется на работе многочисленных компаний. Но стоит помнить, что все участники должны быть заинтересованы, а специалист, участвующий в дизайн-мышлении, должен обладать соответствюущими наыками и знаниями.

Понравилась статья?
Подпишитесь на нашу рассылку!
Мы будем сообщать о новых статьях и мероприятиях ManGO! Games
Подписываясь, я соглашаюсь с условиями обработки персональных данных