Блог
19.02.24

«Джоб-хоппинг»: поиск максимальной отдачи от инвестиций своих ресурсов

Достаточно часто можно наблюдать за ситуацией, когда молодые люди постоянно меняют место работы. Подобная стратегия вовсе не является проигрышной, ведь подобное поведение позволяет получить максимальную отдачу от инвестиции ресурсов, состоящих из способностей и времени.
«Джоб-хоппинг»: поиск максимальной отдачи от инвестиций своих ресурсов | ManGO! Games: актуальные решения по развитию и обучению сотрудников
«Джоб-хоппинг»: поиск максимальной отдачи от инвестиций своих ресурсов | ManGO! Games: актуальные решения по развитию и обучению сотрудников

Что представляет собой «джоб-хоппинг»?

Понятие джоб-хоппинг появилось достаточно давно, ведь в литературе оно встречается еще с начала 1950-х, периодически фигурируя в газетных заголовках. Однако внезапную популярность термин приобрел в начале 2010-х, когда о летунах начали упоминать известные бизнес-издания: Forbes, CNN, Time, Fortune.

В данный момент актуальность джоб-хоппинга значительно возросла: доля зумеров и миллениалов в рядах экономически активного и трудоспособного населения стремительно растет, а постоянно менять место работы эти люди не перестали.

Международная статистика 2022 года предоставляет следующие данные:

  • 21% людей, родившихся в период с 1982 по 2000 годы, поменяли место работы в течение последнего года;
  • 50% этого поколения не могут с уверенностью утверждать, что проработают в своей компании в течение года, а 60% — готовы уже сейчас рассмотреть интересные предложения на трудовом рынке;
  • миллениалы задерживаются на одном месте работы в среднем около 2 лет 9 месяцев, в то же время зумеры (рожденные с 2001 года) меняют работу чаще, задерживаясь на одном месте около 2 лет и 3 месяцев;
  • остаться на рабочем месте хотя бы на 5 лет готовы только 14% зумеров.

Похожая ситуация складывается и на российском рынке труда, ведь 26% опрошенных привыкли менять работу не реже, чем раз в 2 года.

Причины популярности джоб-хоппинга

Основная причина такой тенденции заключается в том, что люди ищут наибольшую отдачу от производимой ими инвестиции ресурсов. Джоб-хоппинг охватывает не весь рынок труда, а лишь молодое поколение работоспособных людей, а именно тех, кому сейчас около 18-35 лет. Дело в том, что число работников этого возраста стремительно растет, но и возможности для выбора профессии расширяются.

Молодые люди менее лояльны к работодателю, чем представители старшего поколения, по следующим причинам:

  • этим людям недостаточно хорошей оплаты труда, ведь они стремятся найти в выполняемой работе смысл, чтобы инвестиция ресурсов позволяла им чувствовать себя частью чего-то действительно стоящего;
  • миллениалы рассчитываю на быстрое продвижение по карьерной лестнице и развитие, чего можно добиться благодаря качественной обратной связи, грамотному наставничеству и оплачиваемым компанией курсам повышения квалификации;
  • это поколение не готово мириться с жесткой критикой и строгой иерархией, ожидая от коллег и начальства открытых диалогов и коммуникации, поддержки инициатив, терпимости к ошибкам и уважения индивидуальных особенностей каждой личности;
  • они стремятся к work-life балансу, поэтому не готовы «умирать на работе», жертвуя собой и личным временем;
  • для большинства миллениалов работа не является смыслом жизни, однако их можно вовлечь в трудовую деятельность за счет развития чувства сопричастности, ведь большинство молодых сотрудников стремятся занять должность в компании, которая является лидером рынка, производит качественный продукт и приносит пользу обществу.

Люди из поколений миллениалов и зумеров выросли и привыкли жить в свободном обществе. Руководящие же должности в большинстве компаний занимают представители старшего поколения, которым свойственны консервативные методы управления. Таким образом, свободолюбивая молодежь, желающая получать максимальную отдачу от инвестиции ресурсов, ищет работу в компаниях, максимально соответствующих их жизненным ценностям и приоритетам.

Дополнительные предпосылки популярности джоб-хоппинга

Возрастающая популярность летунов также обусловлена следующими факторами:

  • существенное расширение рынка вакансий, так как многие компании набирают сотрудников дистанционно, что практически нивелирует какие-либо границы;
  • тенденция джоб-хоппинга набирает популярность среди старшего поколения квалифицированных специалистов, которые начинают искать призвание и смысл в работе, предпринимая несколько попыток, а иногда практикуя джоб-крафтинг.

Стоит отметить, что джоб-хоппинг позволяет достаточно быстро выйти на достойный уровень оплаты труда. Длительное время работая на одном месте сотрудник может рассчитывать на повышение зарплаты в пределах 4%, переход же в другую компанию может принести на 5-6% больший уровень дохода.

Почему стоит нанимать на работу «летунов»?

Постоянная текучесть кадров в штате компании влечет за собой достаточно крупные финансовые расходы. Очевидным способом уменьшения затрат может показаться отсеивание джоп-хопперов на этапе собеседования. Однако это не совсем верный путь к развитию бизнеса.

Стоит учитывать, что склонных к легкой смене места работы молодых сотрудников на трудовом рынке становится все больше. Соответственно, можно столкнуться с ситуацией, когда выбрать специалиста просто не из кого. Также стоит отметить, что летуны обладают рядом серьезных преимуществ:

  • быстро учатся и легко адаптируются в новом коллективе;
  • готовы рисковать, ведь смена места работы также представляет собой определенный риск;
  • обладают рядом навыков и могут привнести в работу коллектива почерпнутый из других компаний, включая конкурентов, уникальный опыт;
  • такие люди обычно имеют определенные связи и полезные знакомства, которые могут превратиться в клиентов, новых сотрудников или же партнеров компании.

Работодателям не стоит игнорировать тенденции джоб-хоппинга, но и предлагать соискателям аномально привлекательные условия — проигрышная стратегия. Материальные радости задержат такого человека ненадолго. Важно заинтересовать его в сотрудничестве по нематериальным причинам, чтобы инвестиция ресурсов была плодотворной и взаимовыгодной. Отбор же кандидатов на должность с завышенной зарплатой и переполненным соцпакетом повлечет поток нерелевантных кандидатов, а, соответственно, резкий рост финансовых затрат компании.

Действенные способы борьбы с текучкой кадров

Для борьбы с текучкой и создания длительной заинтересованности в сотрудничестве у летунов руководителю следует стремиться к следующему.

Помогайте сотрудникам преуспеть

Немаловажное значение для молодежи имеет наличие в компании возможностей для профессионального, карьерного и личностного развития. Эти вопросы важно обсуждать с работниками как в формате личного общения с лидером, так и на performance review. Компания должна продемонстрировать своим сотрудникам понятные карьерные траектории.

Далеко не каждый человек стремится к получению повышения минимум раз в год, однако каждому сотруднику важно иметь представление о направлении своего движения и целях, над которыми следует работать. Возможности для роста и развития, привлекающие миллениалов и зумеров, не всегда связаны с продвижением по карьерной лестнице. Часто стимулом для этого поколения является сложный и интересный проект или же стажировка в смежном подразделении.

Хвалите и поощряйте

Немаловажное значение для любой компании имеет развитость обратной связи и культуры признания. Лидер должен регулярно отмечать достижения своих коллег, что можно сделать путем проведения личных встреч, создания информационной доски почета или же отправки благодарностей по электронной почте.

Отдельное внимание стоит уделить обучению менеджеров к предоставлению обратной связи в формате коучингов. Предлагайте сотрудникам доступные и простые инструменты для продвижения инициатив и идей.

Следите за work-life балансом сотрудников

Внимательно следите за атмосферой внутри рабочего коллектива. Проводите обучение сотрудников популярным техникам тайм-менеджмента и управления стрессом, что поможет избежать выгорания или синдрома скуки. Эффективным инструментом по поддержанию work-life баланса является проведение оздоровительных корпоративных мероприятий, а также наличие штатного психолога.

Экспериментируйте с гибкими условиями труда

Максимальной отдачи от инвестиции ресурсов можно добиться не только благодаря строгой дисциплине, но и за счет гибких условий работы. Удаленный или гибридный формат сотрудничества, а также гибкий график труда не удивит молодых специалистов, но предоставит им больше возможностей для раскрытия собственного потенциала.

Предлагайте сотрудникам самим создавать комфортную рабочую среду

В комфортных условиях и максимально благоприятном окружении человек способен проявить максимальную работоспособность и результативность. Руководителю стоит регулярно интересоваться инициативами и идеями сотрудников относительно изменений в офисе. Наиболее успешные инициативы обязательно стоит поддержать, предоставив работникам дополнительные инструменты для внутреннего пиара.

Понравилась статья?
Подпишитесь на нашу рассылку!
Мы будем сообщать о новых статьях и мероприятиях ManGO! Games
Подписываясь, я соглашаюсь с условиями обработки персональных данных