Блог
04.12.22

Эволюция бизнеса: новая экология конкуренции

Бизнес-среда меняется стремительно, а компании не успевают приспособиться к переменам и вступают в конкуренцию друг с другом. Эксперты считают такой подход неправильным. Чтобы справиться с вызовами, конкурировать надо не между компаниями, а между экосистемами.
Эволюция бизнеса: новая экология конкуренции | ManGO! Games: актуальные решения по развитию и обучению сотрудников
Эволюция бизнеса: новая экология конкуренции | ManGO! Games: актуальные решения по развитию и обучению сотрудников

Трудно отслеживать тренды и пытаться влиять на рынок, если вы – отдельная компания, а ваши конкуренты – целые экосистемы. Что же делать? Стать частью одной из экосистем.

Тенденции подтверждают, что во времена перемен выживает не тот бизнес, который возник на особенной инновационной идее, а тот, который способен генерировать идеи, учитывать изменения и эволюционировать. Однако компании не развиваются в вакууме, они постоянно взаимодействуют друг с другом. Намного легче взаимодействовать, будучи в составе экосистемы – сообщества предприятий.

Вместо конкуренции между компаниями – коэволюция

Антрополог Грегори Бейтсон в своей книге «Разум и природа» описал процесс эволюции в природе как бесконечный цикл взаимодействий между взаимозависимыми видами. Изменения в одном виде влияют на изменения в другом, все участвующие в процессе перемен выживают, но меняются, приспосабливаясь под новые условия. Такую эволюцию Бейтсон назвал коэволюцией, а другие исследователи перенесли этот термин на эволюцию в бизнесе. Суть понятия: компании объединяются в сообщества, позволяя одним участникам занимать лидерские позиции, другим – терять их, обеспечивая выживание своей экосистеме.

Что конкретно делать компаниям? Каждая экосистема проходит стадии развития, на последней кардинально меняется или погибает. Компаниям для выживания и развития было бы полезно встроиться в одну из существующих экосистем на начальном этапе и заботиться о выживании всей экосистемы, а не о собственном лидерстве.

Примеры? Apple Computer – лидер экосистемы, в которую входят четыре отрасли: ПК, электроника, информационные технологии, связь. В сообщество входит сеть поставщиков, среди которых Motorola и Sony, с которыми в свою очередь сотрудничают различные компании из разных сегментов рынка. В экосистему вместе с Apple входят IBM, Ford, Wal-Mart. Каждая в определенный период может лидировать, зато все совместно инвестируют в общее будущее, от чего ожидают общей выгоды.

В отдельных сегментах экосистемы могут бороться за доминирование (IBM и Apple в сегменте персональных компьютеров).

Этапы развития экосистемы

В какой момент присоединиться к экосистеме? Лучше на первом этапе. Разберемся, как определить этап развития экосистемы. Первый этап – это инновация. Экосистема всегда рождается из инновации. Из инновации она также переходит на новый уровень развития, начиная новый цикл снова с первого этапа.

На первом этапе, этапе рождения, появляется идея – инновация, после чего происходит активное исследование рынка. Потребителю предлагают огромное количество вариантов инновационного предложения и изучают его потребности. Самым разным компаниям легко подключиться к распространению нового продукта, к производству подобного продукта, к совершенствованию его и привлечению своей аудитории.

Подобное происходило на рынке компьютеров, автомобилей, торговых сетей. На первом этапе все компании экосистемы задаются лишь одной целью – максимально удовлетворять потребности потребителей.

На этом этапе появляется лидер, который возьмет на себя процесс постоянного совершенствования. Крупные компании на этом этапе не мешают конкуренции более мелких, наоборот – задав тренд, они наблюдают, собирают «генетический материал» предпринимательской деятельности, чтобы выбрать себе самое подходящее предложение.

На этапе 2 происходит выход на более широкий рынок. Лучшее предложение, проверенное на потребителях, предлагается все большему и большему количеству на все больших и больших пространствах. Крупные компании заставляют более мелких присоединиться, или уничтожают конкурентов, присоединяют к себе поставщиков и расширяют присутствие. Заканчивается этап тем, что в какой-то технологии побеждает только одна экосистема. Победитель обычно располагает достаточными ресурсами для масштабирования и ценной для большого количества потребителей концепцией. Это этап расширения.

На этапе 3 экосистема формирует свой состав, выбирая лучших. Чтобы удовлетворять запросы экосистемы, нужно быть лучшим поставщиком какого-либо из ресурсов, необходимых системе. Остаться в экосистеме помогают также инвестиции в нее. Это этап лидерства.

На Этапе 4 экосистема или погибает, или перерождается. Инновация, с которой пришла экосистема на рынок, устаревает, и нужно предлагать рынку обновление. Если новые бизнес-сообщества будут развиваться быстрее и лучше, экосистема погибает, если же ей удается обновиться, лидеры в ней скорей всего сменятся. Устаревание – основная угроза экосистемы.

Именно устаревание не позволяет пройти экзамен резких изменений во внешней среде. 

Хотите, чтобы ваш бизнес всегда был конкурентоспособным, – работайте над инновациями, ловите тенденции, объединяйтесь в экосистему или в несколько, не конкурируйте, а инвестируйте в предприятия в рамках своих экосистем. Такова экология конкуренции, чтобы выживать, возрождаться и перерождаться в меняющихся условиях.

Понравилась статья?
Подпишитесь на нашу рассылку!
Мы будем сообщать о новых статьях и мероприятиях ManGO! Games
Подписываясь, я соглашаюсь с условиями обработки персональных данных