Мы так часто говорим об инновациях, что, кажется, в тренде сам этот термин. Что ж, в таком случае тем более важно понимать, что представляют собой инновации, в чем их суть и зачем они компаниям.
Инновационный – значит, новый, необычный, с вау-эффектом? Вовсе не так. Инновации внедряют, чтобы больше заработать – тоже мимо. Инновации помогают завладеть долей рынка? Вот это уже ближе к истине. Молодой начинающий стартап может вырваться на рынок, давно захваченный старожилами, только за счет инновации, причем, внедрив ее первым.
Не спешите радоваться: в большинстве случаев этот стартап будет убыточным. Давайте разбираться, как найти баланс между риском и прибылью, инновациями и традицией.
Инновации обычно связаны с венчурным бизнесом. Это высокорисковый бизнес, цель которого – внедрение технологий или концепций.
Традиционный бизнес нацелен на непрерывный процесс получения прибыли. Он обычно основывается на привычных и проверенных операционных и финансовых моделях, которые когда-то были инновационными и прорывными.
У венчурного бизнеса нет нормы окупаемости, компания в таком бизнесе может несколько лет работать без дохода и возврата инвестиций, зато она будет выполнять свою основную цель – набирать популярность и аудиторию, тестировать на больших массах и улучшать модели и технологии. На этапе масштабирования венчурный бизнес даже не пытается хвастаться доходами.
Задача инноваций – произвести новые технологии и модели. Однако нужны они не для того, чтобы удивить мир или оживить рынок. Такую задачу может ставить перед собой разве что реклама.
Может ли традиционный бизнес позволить себе расточительство в виде неокупаемых расходов, если от такого бизнеса зависят акционеры, инвесторы, сотрудники? Затраты должны себя оправдать, пусть даже через несколько лет. В среднем удачные инвестиционные проекты оправдывают себя через три года.
Исходя из этого, проводить научную деятельность, менять модели и пробовать технологии с учетом новых тенденций нерентабельно для традиционной компании. При этом на рынке появляются компании, которые не стремятся к прибыли. И они меняют рынок, забирая себе аудиторию. С такими компаниями традиционному бизнесу приходится конкурировать. Традиционный бизнес борется за аудиторию, находясь с венчурным в разных условиях. Не заниматься инновациями невозможно – такие компании погибают, а заниматься – затратно и невыгодно, можно погибнуть из-за падения прибыльности. Нужен баланс. Нужно уметь объединять венчурный и традиционный бизнесы, искать компромисс. Тут в самый раз разобраться с тем, что же такое инновации.
Знание, что такое инновации, помогут и венчурному бизнесу, который рискует скатиться в бесконечные эксперименты, не имея четкой идеи относительно будущей прибыли, и традиционному – чтобы иметь возможность завоевывать рынок, конкурируя с венчурным. Традиционному бизнесу для конкурентоспособности нужно научиться считать скорость сгорания денег (burn rate) и уметь заниматься проектами, которые принесут прибыть только лет через 10.
Что же это за инновации, ради которых стоит отсрочить прибыль на целых десять лет? Инновация как что-то новое, что-то, роль которого только удивить, – вряд ли то вложение, ради которого стоит ждать.
Вано понимать, что инновация не всегда очевидна, не всегда «вау» и не всегда похожа на что-то кардинально новое. Инновация – это что-то, что сделает жизнь человека проще. Ради этого стоит ждать и вкладываться.
Пример – сервисы доставки. Разве это похоже на что-то новое? Вовсе нет. Скорее наоборот. Мало того, сначала они были неудобными для производителя и дорогими для клиента. Но они призваны упрощать жизнь. Сейчас это стало очевидно, когда люди привыкли пользоваться смартфонами, ценить каждую минуту, работать из дома. Сейчас доставка – важное конкурентное преимущество, многие компании предлагают ее бесплатно.
Кое-что изменилось, прежде чем курьерская доставка стала простой и доступной. Люди стали больше пользоваться смартфонами, смогли совершать оплату через интернет-банкинг, научились выбирать в интернете, качество интернет-площадок стало выше. Все стало проще – и принцип инновации сработал. Доставкой начали пользоваться все.
Сейчас это называется «бесшовные технологии»: что-то становится настолько удобным и само собой разумеющимся, что трудно себе представить, как без этого жили раньше.
Не стоит путать инновации с изобретением. Изобретение – это что-то новое, но что еще не начало упрощать людям жизнь. То, что может себе позволить венчурный бизнес, но не традиционный.
Инновация – это оптимизация чего-либо, что-то, что упрощает, что привлекает клиентов благодаря простоте и может использоваться в традиционном бизнесе.
Инновацией может быть технология или бизнес-модель. У каждого изобретения есть все шансы стать инновацией, но есть период тестирования, внедрения, улучшения, отсутствия прибыли.
Инновация должна создавать привычку у аудитории и соответствовать коммерческим интересам бизнеса. Именно в такие инновации стоит вкладываться традиционному бизнесу. Все остальное – изобретение, хайповое изделие, новинка. Спрос на все это проходит так же быстро, как появляется.
Бизнес редко занимается инновациями, часто из-за непонимания сути инноваций. И зря. Традиционный бизнес вполне может налаживать партнерство с представителями инновационного бизнеса, но часто, пытаясь это сделать, требует невозможного или ненужного (сам не понимает, чего хочет). Часто бизнес ждет от инноваций чего-то нереального, ожидает, что это будет что-то эдакое, что решит все его проблемы одномоментно, сделает проще сразу все процессы. Оценить выгоду от новинки в моменте бывает нереально, поэтому компании постоянно отказываются от инноваций и одновременно продолжают их искать.
Вадим Рыдкин, директор программ торговой сети «Пятерочка», X5 Retail Group, считает, что бизнес был бы успешнее, если бы понимал, что инновацией может быть не только что-то удивляющее и впечатляющее, а все, что может изменить жизнь компании и потребителя к лучшему.
По мнению экспертов, инновации возникают в двух случаях:
Сегодня бизнесу нужно заниматься инновациями хотя бы потому, что это обязательная составляющая успеха. Пожалуй, успех бизнеса сегодня зависит от двух вещей – качества человеческого капитала и культуры инноваций в компании.
Инновации часто связывают с технологиями – 3Д-принтер, флешка, электронное меню на поверхности стола в кафе, лазерный отпугиватель для птиц, робот-садовник или робот-пылесос. Однако, инновационной может быть и бизнес-модель. Инновацией может быть смысл, ради которого покупают именно вашу продукцию. Покупатель в последние годы достаточно избалован – трудно выбирать, если один и тот же продукт предлагает огромное количество брендов, и качество продуктов примерно равное. Тогда пользователь выбирает смысл, образ жизни, ценности, декларируемые брендом. Если пользователь знает ценности той или иной компании, его выбор превращается в принцип.
Стать успешным – это сегодня не просто знать и понимать, как получить маржу. Нужно уметь транслировать смыслы, чтобы достучаться до аудитории.
Инновации – упрощают: сокращают средства, время, делают понятным выбор. Создатель и идеолог понятия «инновация» Йозеф Шумпетер сказал, что все инновации должны идти по пути высвобождения ресурсов – времени, денег, труда людей.