Блог
25.07.23

Креативность глазами психоаналитика

Какова природа креативности? Этот вопрос интересует исследователей уже более сотни лет, и многое еще не выяснено. Откуда берутся идеи? Как получить уникальную идею? Ответов пока нет. Возможно, потому что творчество до сих пор исследовали как свойство личности.
Креативность глазами психоаналитика | ManGO! Games: актуальные решения по развитию и обучению сотрудников

Ученые пытались выяснить, в связи с какими качествами людей появляются оригинальные идеи. Сейчас многие начинают понимать, что сам вопрос многое не учитывает. Помимо качеств личности есть много других факторов возникновения креатива.

Два стимула

Психоаналитик Отто Ранк в своей книге «Искусство и художник» обращает внимание на то, что наш выбор и наша карьера во многом зависят от нашего желания оставить после себя след, ощутить свое бессмертие, передать что-то последующим поколениям. Именно это, по мнению Ранка, подталкивает человека к творчеству и к поиску оригинальных идей.

Есть еще один важный стимул, о котором писал Абрахам Маслоу. Это потребность объединяться. Каждому важно ощущать свою принадлежность, быть замеченным. Если этого не происходит, пропадает душевное равновесие, появляется ощущение изгоя, а вместе с ним и потребность в творчестве.

Находясь в группе, мы радуемся безопасности и наслаждаемся сходством с окружающими. Принадлежность становится для нас важнее желания выделяться и отличаться. Мы нуждаемся в том, чтобы быть в группе, и нуждаемся в персонализации. Один стимул тянет нас в одну, а другой – в другую, противоположную, сторону. Чувство принадлежности снижает склонность к креативу, а чувство индивидуализма и обособленности – повышает.

Как развивать творчество в команде, если чувство принадлежности снижает мотивацию к оригинальному мышлению и препятствует креативности?

Ориентация на индивидуализм

Есть способ пробудить креативность в команде, и о нем полезно знать руководителю. Для развития креативного мышления нужно развивать ориентацию на благо каждого члена команды, личную пользу каждого и пользу для их семей. Ориентация на индивидуализм, по мнению исследователей, способствует развитию креатива каждого сотрудника, даже когда сотрудники в команде. При таком подходе для творчества не нужно оставаться в одиночестве или пребывать в состоянии изгоя.

Вырисовывается простая формула: для высокого уровня инноваций необходимы условия индивидуализма в команде.

Генерация идей

Уже около ста лет мы генерируем идеи в ходе мозговых штурмов и тимбилдингов. На первое место тут выходит группа. Возможно, поэтому не всегда удается достичь высоких результатов в креативе? В 1953 году Алекс Осборн в своей книге «Прикладное воображение» призывал использовать мозговые штурмы для того, чтобы удвоить количество решений, однако сегодня исследователи пришли к выводу, что количество идей, найденных в ходе мозговых штурмов, все же ниже количества суммы предложений, выдвинутых каждым членом группы по отдельности.

Это нарушает привычные взгляды на инструменты поиска идей. Получается, на мозговой штурм и командную работу не стоит полагаться как на лучшие форматы получения максимального количества оригинальных идей? Не совсем так. Есть выход. Прежде чем проводить мозговой штурм, убедитесь, что каждый участник обладает достаточной свободой размышлений и мотивирован внести свой вклад в общее дело. А перед проведением или в ходе штурма нужно дать участникам возможность подумать самостоятельно, так, чтобы каждому удалось поискать идеи и самостоятельно, и в кругу коллег.

Хорошо, если это будет несколько итераций: самостоятельно, вместе с командой, еще раз самостоятельно, затем снова вместе обсудить, как применить выработанные индивидуальные идеи к общей проблеме.

Креативное пространство

Хорошие идеи нужны постоянно, а не только во время мозговых штурмов. Каждому для этого нужна творческая среда. Тут можно поступить так же, как с коллективным поиском идей: каждого сотрудника обеспечить возможностью остаться в одиночестве и поразмышлять.

Само наличие места для размышлений вопрос креатива не решит, важно сочетание ряда факторов, среди которых стиль руководства, корпоративная культура, уровень стресса в компании.

Культуры должна поощрять творчество, а стиль руководства должен предусматривать уважение к вкладу каждого.

Почему эти размышления актуальны именно сегодня? Именно сейчас, в период перемен, компаниям крайне важно искать свои формулы поиска инноваций, без которых многие бизнесы не смогут преодолеть конкуренцию и справиться с вызовами. 

 

Понравилась статья?
Подпишитесь на нашу рассылку!
Мы будем сообщать о новых статьях и мероприятиях ManGO! Games
Подписываясь, я соглашаюсь с условиями обработки персональных данных