Блог
10.05.23

Культура инноваций: как создавать продукты в условиях ограниченных ресурсов

В меняющемся мире инновации – возможность учесть изменения. Нужно создавать новые продукты, проявлять творчество, менять подходы, учитывать тренды. Хорошо, а как это делать в условиях ограниченных ресурсов? Разбираемся.
Культура инноваций: как создавать продукты в условиях ограниченных ресурсов | ManGO! Games: актуальные решения по развитию и обучению сотрудников
Культура инноваций: как создавать продукты в условиях ограниченных ресурсов | ManGO! Games: актуальные решения по развитию и обучению сотрудников
Тренинг "ДОВЕРИЕ В КОМАНДЕ"
Пакет материалов для самостоятельного проведения тренинга, созданию атмосферы доверия и эффективной работе в команде

Эксперты считают, что ограниченные ресурсы не должны стать поводом для отказа от инноваций. Если не заниматься инновациями, можно просто потерять позиции на рынке, а с ними – и сам бизнес. Можно даже сказать, что инновации – единственный способ бизнесу выжить.

Хорошая новость в том, что есть способы тестировать гипотезы и искать новые решения бюджетно. Не все об этом знают, поэтому большинство просто замирают, как только ситуация становится неопределенной. Это еще один повод поспешить – отличная возможность обогнать конкурентов. Итак, учимся дешево и быстро тестировать и запускать идеи.

Небольшой эксперимент

Тут давайте остановимся и проведем небольшой эксперимент. Закройте глаза. Вспомните, во что вы играли в детстве.

Правда ведь, вы очень быстро погружались в процесс игры, не задумываясь, на ходу выстраивая свой игровой мир и легко меняя правила. Насколько легко тогда было фантазировать – достаточно было взять в руки какой-либо предмет и довериться своему воображению. Предметы мебели легко превращались в сказочные замки или убежища, простыня или покрывало становились нарядом, а простая палочка становилась волшебной. Задумайтесь об этом ненадолго, прежде чем читать дальше.

Как мы внедряем идеи

Как происходит внедрение новой идеи не в детстве, а во взрослом мире – в сегодняшнем бизнесе? Все куда сложнее, чем в 6 лет. Мы не позволяем себе «слепить из того, что было» воплощение нашей идеи, мы пытаемся убедиться, что идея на 100% хороша, а инвестиции окупятся. Пишем подробное техническое задание, ставим задачи разработчикам, внедряем продукт, собираем обратную связь, дорабатываем. Тут вам не детство, одним словом. Но можно сделать все проще – точно как в детстве!

Речь идет о создании простейшего прототипа и его тестировании. Наша задача – как можно быстрее получить реализацию, воплотить наше творчество во что-то понятное для других и услышать их мнение. Точно так же, как после первого внедрения готового продукта, мы получим обратную связь о созданном на скорую руку прототипе, точно так же будем его дорабатывать, но при этом минимальными затратами. Пока не убедимся, что идея имеет шансы на успех. Только после этого стоит приступать к разработке рабочей версии.

Если подходить к созданию первой версии проще и использовать прототипирование, инновации будут внедряться куда быстрее и легче, а затраты на проверку гипотез будут минимальны.

Этапы экспериментального цикла

Вы получили описание экспериментального цикла. Идея такого подхода уходит корнями в научный метод. Ученые выдвигают гипотезу, проводят эксперимент, анализируют полученные данные, делают выводы, совершенствуют условия эксперимента и повторяют его сколько потребуется раз, пока не найдут закономерность или не сделают серьезное открытие. Экспериментальный цикл помимо всего прочего позволяет сократить материальные и временные затраты на разработку за счет постоянного получения обратной связи.

Основные этапы цикла:

  • Выдвижение гипотез.
  • Разработка простейшего макета (прототипа).
  • Тестирование гипотез – обсуждение прототипа с заинтересованными.
  • Сбор и анализ обратной связи.
  • Доработка прототипа.
  • Повторение цикла.

Остановимся на каждом этапе немного подробнее.

Гипотезы

Чтобы запустить экспериментальный цикл, нужны два условия: 1) должны быть гипотезы относительно идеи, 2) для их проверки нужно создать прототип.

Подход quick and dirty prototyping (быстрое прототипирование) опирается на два принципа – скорость создания и простота дизайна.

Как сформулировать гипотезу? Базовый шаблон максимально прост:

Если … (решение), то … (потенциальный эффект).

Например, если публиковать в ленте соцсети два раза в неделю гифки с котиками, то каждый день будет появляться по два новых подписчика.

Кстати, потенциальным эффектом может быть как позитивное, так и негативное развитие ситуации.

Прототип

Следующий этап – самый главный – создание прототипа. Суть и особенность всего подхода связана со скоростью разработки прототипа. Это должно быть быстро и экономно.

Как создавать прототип. Это должен быть такой макет решения, в которое пользователь мог бы «сыграть». Тут самый раз вспомнить детство и проявить творчество – действовать максимально быстро и экономно. Чтобы услышать мнение окружающих о своем решении – вы все должны притвориться, что оно настоящее и «работает». Все как в детстве.

Как конкретно создавать прототипы? Для подготовки прототипа можно использовать самые простые и доступные инструменты, к примеру, бумагу и ручку. Нарисуйте или любым способом создайте простую презентацию, схематично изобразите на слайдах, как буду выглядеть экраны вашего будущего приложения.

Есть программы для создания прототипов, можно воспользоваться инструментами презентации. Вспоминайте, как легко было в детстве создать свой мир из самого доступного, не потратив ни копейки.

Волнуетесь, что вас не поймут другие, что окружающие давно забыли, как все было в детстве? Тестирование ведется внутри компании, соответственно, если в компании создать атмосферу игры и творчества, вы будете «на одной волне» со своими коллегами.

Тестирование

Как же проходит тестирование? Обычные практики тестирования предполагают ставку на количественные результаты. В случае с быстрыми прототипами гипотезы подтверждаются или опровергаются в ходе подробного обсуждения макета в узком кругу потенциальных пользователей. Процесс тестирования больше похож на интервью, в ходе которого выясняется, насколько ваше решение понятно респондентам, насколько им сложно разобраться в его работе, насколько оно способно помочь им решить их задачи.

Для максимальной пользы такого тестирования нужно учесть ряд условий.

Нужно дать респондентам максимум свободы, не критиковать их, даже если им что-то непонятно. Выслушивать их до конца.

Не нужно объяснять респондентам, что именно вы создали и как оно работает. Все, что непонятно, – это область ваших потенциальных доработок.

Прототип не нужно доводить до совершенства, прежде чем кому-то показать, а улучшать уже в процессе. Это очень просто, особенно если вы работаете с бумажным прототипом. Вычеркивайте ненужное, добавляйте нужное.

Поговорите с пользователями после теста. Задавайте им вопросы, исходя из гипотез. Выясните, что понравилось, что не понравилось, что было ясно, а что вызвало затруднения.

Важно зафиксировать весь процесс, чтобы иметь возможность возвращаться к анализу пользовательского опыта. Можно делать пометки в блокноте, можно записать весь процесс на диктофон.

Обработка результатов

Что значит обработка результатов? Собранная обратная связь сортируется по четырем категориям:

  • Что понравилось.
  • Что не понравилось.
  • Комментарии.
  • Идеи.

Собрав такую информацию, вы скорее всего определите общие пожелания респонтентов и поймете, какие доработки стоит внести в прототип.

Один раунд экспериментального цикла состоит из 5-7 тестов, обычно этого достаточно, чтобы проверить гипотезу и доработать прототип. Длительность одного теста занимает примерно 30 минут, таким образом одну итерацию можно завершить за один день. Количество таких итераций ограничивается доступным временем и здравым смыслом. Обычно после третьего круга прототип уже можно запускать в дальнейшую работу.

Мифы о проверке гипотез

Существует ряд мифов, не позволяющих людям серьезно относиться к прототипированию и тестированию гипотез на прототипах. Рассмотрим их и попытаемся развеять.

Миф 1. Недоработанное решение пользователям не показывают

На самом деле показывают. Причем на самых ранних стадиях рождения идеи. Это помогает не ошибиться с вектором. Если речь идет о незаконченном продукте, то у пользователя может сложиться ошибочное мнение о качестве разработки, но когда прототип не претендует на роль продукта, спокойно можно рассуждать о самой идее.

Экспериментальный цикл позволяет оценивать концепции, а не решения. Разработка, продажа, масштабирование решения – задачи следующих этапов развития продукта.

Миф 2. Эскизы дают мало полезной информации

О продукте – мало, а об идее – вполне достаточно. Не следует ожидать от исследования макета на малой аудитории результатов масштабного количественного исследования. Конечно, этого не будет. Зато мы все знаем, что даже вокруг самого простейшего наброска на салфетке могут разгореться нешуточные дискуссии, результат которых может привести к разработке нового полезного продукта или улучшения существующего. Чтобы так и происходило, важно не ограничиться краткой обратной связью «Нравится – не нравится», а пойти чуть дальше, выяснить, что именно и почему понравилось или наоборот.

Миф 3. Тестируют только сайты и приложения

Совершенно любую идею можно тестировать с помощью экспериментального цикла. Это может быть концепция коммуникации, пути клиента – что угодно! Любая инновация сначала тестируется, любой тренд когда-то подвергался оценке первых пользователей и любая компания, которая стала автором тренда, проверяла много гипотез, многие из которых «не взлетели».

Еще раз мысленно вернитесь в детство, подключите любопытство и упорство, ищите, пробуйте, тестируйте, и внедряйте!

 

Закажите полный каталог игр ManGO! Games