Большинство крупных компаний в процессе своего развития сталкиваются с необходимостью обучения и дальнейшего развития сотрудников. При этом большинство руководителей начинают решать задачу с поиска готовой системы управления обучением (LMS). Складывается впечатление, что разработчики LMS продумали все нюансы и обо всем позаботились. Соответственно, можно приобрести упакованный продукт и приступить к его наполнению необходимым контентом. Однако зачастую это не совсем так.
Можно купить безупречную LMS для корпоративного университета, которая при более пристальном изучении отправится на полную переработку, потому как не способна решить актуальные задачи бизнеса. Компании и крупные корпорации ежегодно вынуждены тратить на подобные реконструкции колоссальные суммы денег. Однако финансовые траты не являются самым негативным фактором. Намного хуже тот факт, что команды специалистов, запускающих подобные проекты, и непосредственно пользователи систем получают сильнейшее разочарование в корпоративных университетах в принципе.
Чтобы система управления обучением действительно приносила ощутимую пользу, к ее внедрению стоит тщательно подготовиться.
Любой значимый для компании проект начинается с предпроектной подготовки, которой стоит уделить достаточно много времени и внимания. Результатом этой работы должен являться устав проекта — документ, в котором четко проработаны и согласованы следующие вопросы:
Для достижения каких целей компании необходимо внедрение внутренней системы обучения? По каким показателям можно определить эффективность корпоративного университета и успешность проекта по его внедрению? Для получения ответа на эти вопросы достаточно четко прописать измеряемые количественные и качественные показатели. Как поставленные перед корпоративным университетом цели соотносятся с общей стратегией компании?
Также перед внедрением внутренней системы обучения руководство должно определиться со следующими нюансами:
При расчете реальных сроков реализации проекта по созданию корпоративного университета следует учитывать не сумму затрачиваемого на каждый шаг времени, ведь решение некоторых задач можно производить параллельно. Если офисы компании находятся в разных часовых поясах, то следует озаботиться подключением круглосуточной технической поддержки.
Немаловажный вопрос, интересующий практически каждого руководителя, — каким образом будут окупаться затраты на внедрение проекта? При расчете выгоды от корпоративного университета следует одновременно учитывать целый ряд факторов:
Выгода представляет собой разницу затрат или доходов компании при анализе текущих и планируемых HR-показателей. Просчитать этот параметр необходимо в переводе на финансы.
Назначение руководителя проектом также имеет немаловажное значение. Назначенный на эту должность сотрудник должен обладать определенной компетенцией в сфере HR, проектного менеджмента и ИТ. Чтобы корпоративный университет был максимально ориентирован на сотрудников компании, во главе него лучше всего ставить эйчара. Если же специалисту не хватает каких-либо знаний и навыков, то нарастить их можно непосредственно в процессе работы над проектом.
С какими рисками можно столкнуться на пути к внедрению корпоративного университета? В большинстве случаев любые сбои и препятствия на пути создания внутренней системы обучения обусловлены внешними, внутренними и человеческими факторами. К внешним помехам можно отнести актуальность проекта и его сезонность. Внутренними препятствиями обычно оказываются корпоративные устои, консервативность сотрудников или руководства, которые не готовы к изменениям, отсутствие гибкости в бизнес-процессах. Также в качестве рисков могут выступать такие человеческие факторы, как больничные, отпуска или допущенные командой ошибки.
Еще до начала внедрения корпоративного университета в компании можно снизить риски за счет согласования графика отпусков и проведения PR-компании по продвижения новой системы.
Перед назначением людей на должности в корпоративном университете важно тщательно продумать, какими навыками и поведенческими особенностями каждый из них должен обладать. Также немаловажное значение имеет уровень их проявления, предполагающий под собой степень владения компетенцией.
Например, профиль компетенций для человека, занимающего должность руководителя ИТ-проектов, должен включать в себя:
Среди личностных особенностей для этой же должности можно выделить лидерство, гибкость и убедительность.
Составление четких профилей каждой новой должности необходимо для того, чтобы сотрудники, желающие их занять, могли сравнить свои навыки и компетенции с требуемыми.
Для поднятия мотивации в коллективе важно четко прописать вертикальные и горизонтальные векторы дальнейшего развития сотрудников:
Практика крупных компаний показывает, что четкая разработка горизонтальных треков существенно снижает текучку ведущих менеджеров, которым удалось достигнуть вершины в занимаемой должности.
Подходя к этому этапу проект по созданию и внедрению корпоративного университета, уже имеется четкий «скелет», на который осталось нарастить «тело» — учебные материалы.
Специалисты выделяют следующие виды обучающего контента:
Немаловажное значение для эффективности корпоративного университета имеет наличие внутренней библиотеки или базы знаний. Этот раздел должен содержать как внутреннюю документацию компании, например, памятки для сотрудников, чек-листы, регламенты, так и полезные для саморазвития книги.
Занимаясь подготовкой контента для корпоративного университета, стоит параллельно начать проведение оценки персонала. Такие действия помогут определить начальный набор компетенций и навыков у сотрудников, а также актуальный уровень их проявления.
Любой проект, находящийся на финальной стадии сборки, нуждается в тестировании. Чтобы проверить функциональность корпоративного университета, достаточно собрать фокус-группу. Для получения максимально информативных результатов к тестированию следует привлечь сотрудников, которые занимают разные должности и ступени карьерной лестницы. Тестировщики должны обладать разным уровнем компетенций и владения определенными навыками.
Предварительно опробованная система внутреннего обучения поможет свести к минимуму риск возникновения массового недовольства пользователей при масштабном запуске.
Пройдя все описанные выше этапы предпроектной подготовки, компания получает на 70% сформированное ТЗ для запуска корпоративного университета. На этом этапе руководство может приступать к подбору LMS и ведению переговоров с поставщиками, точно оценивая бюджет и сроки внедрения проекта.
Многие руководители компаний задаются вполне логичным вопросом: сколько времени требуется на подготовку к созданию корпоративного университета? Однозначного ответа вы не найдете, ведь сроки во многом зависят от уровня проработанности бизнес-процессов. Например, для компаний по предоставлению услуг в сфере интернет-маркетинга, имеющих штат более 800 сотрудников, подготовительный этап может занимать около полугода. Однако лучше несколько месяцев потратить на предпроектную подготовку, чем это же время уделить переделке LMS с увеличением бюджета.