Маркетинг, пожалуй, больше, чем любая другая функция в компании, в выигрыше от искусственного интеллекта. Еще в 2018 году McKinsey собирала статистику по применению ИИ, и, рассмотрев более чем 400 случаев, пришла к выводу, что ИИ эффективнее всего применяется для решения маркетинговых задач: с помощью ИИ можно узнать, что нужно клиентам, подобрать товары, улучшить их пользовательский опыт, убедить заключить сделку.
По результатам исследования, среди пяти основных целей применения ИИ, три относятся к сфере маркетинга. Это:
Ожидается, что ИИ еще проявит себя во всех других бизнес-функциях.
Как готовиться к использованию ИИ в ближайшем будущем? Учитывайте принципы, по которым можно классифицировать и планировать проекты с ИИ. Чтобы понимать их, нужно понимать текущую ситуацию.
Маркетологи многих компаний уже сейчас используют или пытаются использовать ИИ для своих целей. Однако многие плохо понимают возможности ИИ, виды ИИ, потенциал и перспективы каждого вида.
Полезной была бы классификация ИИ. Уже сейчас можно выделить такие параметры ИИ как:
Чаще всего в маркетинге ИИ используют:
На каждом этапе взаимодействия потребителя с компанией можно использовать ИИ. К примеру, пока клиент колеблется, на него таргетируют рекламу, подталкивая к решению.
Как конкретно это происходит? Возьмем пример компании Wayfair, ритейлера мебели. С помощью ИИ компания находит пользователей, больше всего склонных к покупке мебели, учитывая историю поиска подбирает для таких людей подходящие артикулы, ИИ-боты от имени компании изучают потребности покупателя, вовлекают его в поиск и направляют его внимание в нужном направлении, предлагая подходящую страницу, и связывают покупателя с живым продавцом, задействуя чат, звонок, видео или использование общего экрана (кобраузинг).
ИИ способен предложить пользователю максимально подходящий товар, учитывая информацию о посетителе вплоть до геолокации.
С помощью ИИ-бота можно напомнить пользователю о незавершенной покупке, вызвав положительные эмоции подбадривающим текстом с одобрением выбора. Фразы типа «У вас отличный вкус! Прекрасный выбор!» способны повысить лояльность покупателя, а с ней и конверсию в пять раз.
Использование ИИ-технологий отлично помогает справляться с проблемой неравномерной загрузки продавцов. Уточнить время доставки и предложить дополнительные услуги вполне может ИИ-бот, не нагружая сотрудников компании.
К тому же ИИ способен проанализировать тон собеседника и дать менеджеру подсказку по выбору ответа.
Примерно понимая, где и как используют ИИ для повышения лояльности покупателей, давайте рассмотрим два типа ИИ-инструментов по уровню аналитики и два типа по степени автономии.
Автономное решение используется отдельно, а не является частью всей платформенной системы. По уровню аналитики решение может быть проще или сложнее. Даже имея всего два критерия, бывает трудно отнести те или иные технологии к простым/сложным или автономным/самостоятельным. Например, чат-боты или рекомендательные сервисы могут попасть в разные категории в зависимости от целей и способов использования.
Некоторые рутинные задачи можно автоматизировать, поручив искусственному интеллекту шаблонные операции, включающие в себя небольшой анализ. Подобная оптимизация сократит затраты. Речь идет о задачах, представляющих собой определенный алгоритм действий: простое приветствие, ответы на стандартные вопросы, выбранные пользователем из списка. Если такую задачу поручить чат-боту, он своим присутствием и круглосуточным доступом сможет повысить лояльность клиента. Он, правда, не сможет ответить на нетривиальный вопрос, зато сможет передать этот вопрос менеджеру. Не сможет чат-бот также выстроить новое взаимодействие или понять намерения клиента. Чат-бот, выполняющий самые простые шаблонные операции, – это простые технологии, которые можно назвать автоматизацией.
Есть алгоритмы, которые работают с большим количеством данных и умеют составлять сложные прогнозы, предлагая на их основе решения. Они способны распознавать изображения, расшифровывать тексты, сегментировать клиентов, предвидеть их реакции. Это машинное обучение – более сложный уровень аналитики.
Существуют ли уже сегодня рабочие и проверенные инструменты, основанные на машинном обучении? Они есть. Среди примеров – рекомендательные системы в электронной коммерции, системы определения предрасположенности клиентов к покупке на основе анализа их активности. Такие технологии сейчас в тренде. Усложненный вариант таких решений – глубинное обучение.
Несмотря на тенденции, сегодняшние технологии ИИ пока применяются для узких задач, им еще не хватает обучения на больших объемах данных.
ИИ-решения также можно разделить на интегрированные и автономные.
К автономным можно отнести полностью изолированные решения, не связанные с каналами продвижения и взаимодействия компании с клиентом. Чтобы воспользоваться такими программами, клиенту или представителю компании нужно взаимодействовать с отдельным ресурсом.
Пример. Производитель красок Behr создал приложение, в котором можно определить свой цвет с помощью ИИ, определяющего настроение и эмоции на основе текста. Результат – рекомендации по оттенкам, которые больше всего подойдут для окраски стен в комнате. Зная «свой» цвет, можно приобрести у компании и краску этого цвета, правда, не в самом приложении, а перейдя в магазин.
Есть еще интегрированные решения. Ими можно пользоваться, даже не замечая этого. Предложение вариантов для выбора видео в Netflix, рекомендация по конфигурации контекстной рекламы – все это примеры использования ИИ для своих маркетинговых целей.
Учитывая пусть даже такую базовую классификацию, уже легче принимать решения об использовании технологии ИИ того или иного вида в том или ином случае.
Лучше всего применять технологии постепенно. Начинать лучше с автономных программ, основанных на правилах, которые просто помогали бы сотрудникам принимать решения, потом постепенно перемещаться к рассмотрению более сложных и интегрированных решений для взаимодействия с клиентами.