Рефрейминг – метод из НЛП, который вполне применим в бизнесе, особенно в части принятия решений. Суть метода – в возможности посмотреть на ситуацию с другой стороны, найти в ней возможности и подойти к решению рассудительно.
Мы воспринимаем мир через фреймы (рамки), в которых мы видим одно из событий на первом плане, остальные – фон.
Одно и тоже событие для разных людей – разная картина. Пример: проходят два сотрудника обучение, для одного в фокусе новые знания, а все остальное второстепенно, а для другого тренинг является фоном, а главное – познакомиться с потенциальными клиентами. В «рамке» у каждого будет разная картина, несмотря на то что оба в одно и тоже время в одном и том же месте, и, казалось бы, для одной и той же цели.
Все, кто учил психологию, помнят картину карикатуриста Уильяма Эли Хилла «Моя жена и теща». В зависимости от фокуса внимания мы видим старуху или элегантную девушку. При этом сама картина не меняется.
Рефрейминг позволяет переложить свой опыт в другую рамку, расширить контекст, увидеть положительные моменты, и найти выход из ситуации. Человеку под силу увидеть на картине положительное, не теряя «старуху» из вида.
Готовы попробовать? Давайте разберемся, как это сделать. Есть несколько способов.
Меняйте размеры фрейма. Поместите событие или переживание в другой контекст, увеличив или сузив его.
Ищите контекст, в котором можно найти решение. Расширьте группу людей, временные рамки, отдалитесь на выгодное расстояние. Допустим, есть проект, который вы вынуждены были приостановить. Клиент ушел. В рамках текущего месяца это может вызывать тревогу и панику – доходы существенно снизились, но расширьте рамку и посмотрите на это в масштабах года. За это время вы сможете найти способ вернуть клиента или использовать наработки для другой задачи. А сейчас можно сосредоточиться на чем-то более перспективном.
Суть метода в том, что в негативных ситуациях можно найти что-то положительное. Этого можно достичь, если иначе посмотреть на содержание происходящего. Клиент долго проверяет бумаги – подобное раздражает, и ситуация начинает приобретать негативный оттенок. Однако это может значить, что он серьезно относится к работе с вами и настроен на длительное сотрудничество – это уже взгляд на ситуацию с положительной точки зрения. В то, что видим, мы вложили другое содержание.
Это тоже рефрейминг содержания. Задача – найти положительные стороны с помощью союза «зато». Проект приостановили, зато освободилось время для отдыха.
Можно достигать той же цели и с другими союзами:
Это прием рефрейминга, когда текущая ситуация противопоставляется с ситуацией из прошлого так, чтобы выгодно подчеркнуть ваш прогресс. Если так смотреть на вещи, проблема не будет видеться катастрофической и не будет восприниматься как трагедия. Можно сравнивать свою ситуацию с ситуациями, происходившими с другими людьми или организациями, но лучше всего искать параллели с собственным прошлым опытом. В прошлом также стоит поискать решения, которые раньше помогали справляться с подобным.
Если проблему сформулировать по-другому, она и восприниматься будет иначе. Вместо слова «провал» используйте «неудача», и уже отношение к ситуации мягче. Можно использовать слово «ошибка», и, если в компании сформировано правильное отношение к ошибкам, ситуация будет носить вполне конструктивный характер. Многие боятся слова «кризис». Его можно не называть, а использовать более мягкие или конструктивные формулировки, такие как «затруднение» или «переломный момент». Этот прием поможет сместить фокус внимания: вместо эмоционального переживания перейти к поиску решения.
В целом задача рефрейминга переключиться с эмоции тревоги и паники на поиск конструктива.
Это отличный инструмент для борьбы со стрессом на работе. Главное – не обманывать себя, не игнорировать проблему. Важно понимать, что любая проблема может вызывать эмоциональные переживания, которые блокируют поиск возможностей, и если не фокусироваться на них, то можно найти решение. Ваша задача – по возможности быстрее перестать тратить энергию на эмоции и направить ее на поиск выхода.
Уходить от проблемы не нужно, нужно расширить рамки, оставляя проблему «в кадре».
Рефрейминг можно использовать для решения собственных проблем и для помощи другим. Его активно используют в антикризисной коммуникации.
Прием помогает подтолкнуть команду к новым идеям. У Netflix это получилось. Компания, которая отправляла DVD-диски по почте, вовремя расширила рамки и пришла к идее потокового видео, вытеснив с рынка конкурента, занимавшегося прокатом.
Это может возмущать и завораживать одновременно: некоторые компании, рекламные кампании или отдельные люди как-то умудряются не только не скрывать свои недостатки, но и подчеркивать их, не только подчеркивать, но выдавать их за преимущества! Это тоже работа рефрейминга, который прекрасно приживается в продажах и маркетинге.
Тогда как другие изо всех сил стремятся стать идеальными, конкуренты подчеркивают, что неидеальны, и буквально влюбляют в себя клиента.
И это не обман – обескураженный клиент и правда доволен. Такие дерзкие заявления как «качество стоит дорого» или «дорого, долго, зато эксклюзивно», оказывается, по душе потребителям.
Что, если потребитель вовсе и не ждет от вас быть «отличником»? Что если, ему приятно видеть, что он имеет дело с чем-то живым, настоящим, не лишенным недостатков, как и он сам? Это работает и в рекламе, и в продажах, и в личном общении.
Ведущий популярного ток-шоу телекомпании CNN Ларри Кинг в своей книге «Как разговаривать с кем угодно, когда угодно, где угодно» делится своим опытом. Из-за сильного волнения он не мог вести себя на сцене естественно. Вероятно, его ожидал провал, если бы он не признался зрителям в своем волнении и не рассказал, что он сейчас чувствует. Зал проявил понимание и поддержал его. Так может не стоит изо всех сил стремиться быть идеальным, может стоить посмотреть на ситуацию шире? Может стоит показать клиентам себя вместе со всеми сложностями и недостатками, приоткрыть кухню и поделиться заблуждениями, неудачами и своими подходами к их преодолению? В этом суть рефрейминга.
При этом нет никакой необходимости обманывать себя или клиентов. Рефрейминг – это только смещение фокуса внимания.