HR-инновации, карьера, тренды

Ультиматум сложившегося предложения: в чем опасность?

Мы думаем, что делаем свой «свободный» выбор, а вот и нет! Свобода выбора ограничена предложенным списком. Так работает когнитивное искажение ультиматум сложившегося предложения.
Почему ультиматум? Ультиматум – это требование, невыполнение которого приведет к непропорциональному наказанию. Это совсем не то, что свободный выбор и его естественные последствия. Требование, невыполнение которого жестко карается, – далеко не свободный выбор. Мы имеем дело с подменой естественной причинно-следственной связи системой правил и наказаний.
Ограничения выбора, с которым мы сталкиваемся, вовсе не проявление естественных законов мира, они созданы искусственно и сформированы участниками рынка. Звучит как-то мрачно. Так ли все на самом деле? Принуждают ли нас покупать, идти на выборы или проходить обучение? Кажется, что нет. Но мы знаем, что без этого мы теряем слишком много.
Если бы ультиматум был озвучен прямо – потребитель возмутился бы. Однако производитель ничего не озвучивает, этого рынок от него и не требует. И мы выбираем: из невкусного, очень невкусного и терпимого делаем выбор в пользу терпимого, но называем терпимое вкусным. А если терпимое мы позволяем себе редко, то оно и правда становится для нас вкусным.
Казалось бы, если мы привыкаем, что терпимое для нас вкусно, то в чем проблема? Разве такая иллюзия выбора кому-то и чем-то грозит?
Пищевой вкус глубоко зашит в наш организм, в специальном отделе нашего мозга есть даже базальные ядра, отвечающие за чувство отвращения к невкусной еде. С эстетическим вкусом все еще сложнее. В нас вшиты специальные настройки, которыми мы не можем пользоваться в искусственном мире.
Мы не живем в своей естественной среде, где наши «дефолтные настройки» были бы актуальными.
Мы любим деревья, как и «братья наши меньшие», нас успокаивает зеленый цвет, но для полноценной жизни нам этого уже недостаточно. Эстетический вкус – это конструкт, сущность, созданная в пределах общества и не существующая за его рамками.
Нам кажется, что нам что-то нравится, нам кажется, что наш вкус определяет нас, мы думаем, что наш вкус – свойство нашей личности. Но наш вкус формируется на основе того, что нас окружает. Наш вкус – это наша насмотренность, наслушанность и напробованность.

Среда формирует сознание

Вы замечали, как новые тенденции сначала отторгаются и не приживаются, а через какое-то время вполне поддерживаются и разделяются нами? Общество способно сформировать неприродный вкус без агрессивного навязывания и открытой манипуляции. Нам знакома фраза: «Вкус нужно воспитывать».
Воспитанный вкус – это способность рефлексировать собственные вкусовые ощущения, формировать к ним осознанное отношение. Однако мы формируем свое отношение к тому, что нам уже предложено, выбирая из подготовленных на базе определенных критериев вариантов.

Ультиматум сложившегося предложения – это ситуация, в которой мы живем. Но зная суть искажения, мы можем остаться вне игры, оставить себе более широкий выбор, пробовать и экспериментировать, не бояться риска выйти за пределы созданных для нас «принятых практик» и «мнений экспертов».

Больше об этом »
Исследования Технологии